Страница удалена из «Моего отчета»

Роль ОЭЗ в экономике

ОЭЗ в мире

Особые экономические зоны активно развиваются по всему миру, и внимание к их эффективности в привлечении инвестиций и стимулировании экономического роста продолжает расти.

В мире существует множество форм ОЭЗ с различными функциями и названиями, такими как зоны свободной торговли, зоны переработки экспорта, промышленные парки, инновационные хабы и другие. Каждая страна адаптирует модель ОЭЗ под свои экономические интересы.

В мировой практике подход к созданию и функционированию ОЭЗ отличается разнообразием и гибкостью – от централизованных моделей до полностью децентрализованных. В ряде стран в управлении ОЭЗ участвуют региональные власти и частные компании, формируя собственные условия и инструменты поддержки, адаптированные к потребностям конкретных отраслей или рынков.

Так, в многофункциональной ОЭЗ Tatu City в Кении управление осуществляется частной компанией, которая разрабатывает инфраструктурные и организационные условия для инвесторов, в то время как налоговые льготы и преференции определяются на государственном уровне.

Еще одним примером ОЭЗ с гибкой децентрализованной системой регулирования является Dubai International Financial Centre (DIFC) в ОАЭ, где действуют независимая правовая система, основанная на английском общем праве, и собственный суд, что позволяет компаниям работать в условиях минимального государственного вмешательства.

В России подход к созданию и управлению особыми экономическими зонами централизованный. Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ, четко определены четыре типа зон:

  • промышленно-производственные;
  • туристско-рекреационные;
  • портовые;
  • технико-внедренческие.

Стандартные преференции для всех участников обеспечивают единообразие условий и прозрачность регулирования в соответствии с государственными приоритетами.

ОЭЗ в мире

Мировые тенденции развития ОЭЗ

Устойчивое развитие

ОЭЗ становятся платформами для устойчивого развития: внедряют системы переработки отходов, используют возобновляемые источники энергии и применяют принципы зеленого строительства при создании инфраструктуры.

Изменения в цепочке поставок

Решоринг (возврат производства в страну происхождения) и ниаршоринг (перенос производства в географически близкие страны) усиливают спрос на локальные производственные и логистические мощности, что приводит к созданию новых ОЭЗ и расширению существующих зон ближе к основным рынкам сбыта.

Цифровизация и использование передовых технологий

ОЭЗ предоставляют резидентам доступ к цифровой инфраструктуре, лабораториям, оборудованию и экспертной поддержке, что позволяет компаниям внедрять искусственный интеллект (ИИ), большие данные, 3D‑печать и другие технологии в разработку продуктов и бизнес‑процессы.

Снижение бюрократической нагрузки

ОЭЗ внедряют электронные платформы для регистрации бизнеса, упрощают получение разрешений, ускоряют процесс налогообложения и обеспечивают прозрачность во взаимодействии с государственными органами.

Отраслевая специализация

ОЭЗ ориентируются на определенные отрасли, предоставляя специализированную инфраструктуру, налоговые льготы и условия, адаптированные под потребности таких сфер, как биотехнологии, фармацевтика, зеленая энергетика или высокие технологии.

Количество ОЭЗ в мире По оценке ЮНКТАД: данные до 2018 года, данные на 2022 год., единиц

ОЭЗ широко распространены по всему миру, но большая их часть сосредоточена в нескольких странах. Около половины всех ОЭЗ мира находятся в Китае, а также значительное количество ОЭЗ находится в Индии, США и на Филиппинах. Экономическая активность в ОЭЗ также неравномерна: несколько крупных ОЭЗ привлекают значительные инвестиции и генерируют большую часть экспорта, в то время как многие небольшие зоны остаются неактивными.

Страны БРИКС рассматривают ОЭЗ как стратегический инструмент модернизации экономики, усиления промышленного потенциала и интеграции в глобальные цепочки поставок. Рост ОЭЗ в этих странах обусловлен стремлением диверсифицировать экономику, привлечь прямые иностранные инвестиции и создать новые точки роста за пределами традиционных центров деловой активности. Сегодня ОЭЗ в странах БРИКС развиваются не только как экспортно ориентированные зоны, но и как многофункциональные кластеры, сочетающие производство, логистику, научные и технологические разработки, а также деловые сервисы.

В 2021 году ОЭЗ «Технополис Москва» вошла в список международной премии Global Free Zones of the Year издания fDi Intelligence

Международная Ассоциация ОЭЗ: новый этап сотрудничества БРИКС

В 2024 году Россия инициировала создание Международной Ассоциации ОЭЗ стран БРИКС. Эта инициатива, разработанная Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России совместно с Минэкономразвития России, направлена на объединение и развитие особых и свободных экономических зон с целью повышения их эффективности и содействия в локализации бизнеса. В рамках инициативы было подписано Рамочное соглашение о сотрудничестве. Важным событием на пути укрепления международных связей между ОЭЗ разных стран стало проведение II Международного форума ОЭЗ в Дубне, на котором участники обсудили актуальные вопросы развития ОЭЗ, обменялись опытом и подписали ряд соглашений о сотрудничестве. В настоящее время в странах БРИКС насчитывается около 3 тыс. ОЭЗ, что составляет 40% от мирового показателя. Это создает значительный потенциал для углубления сотрудничества, повышения эффективности торговли и промышленной кооперации.

 ОЭЗ «Технополис Москва»

ОЭЗ в РоссииИсточник: Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2024 год и за период с начала функционирования особых экономических зон.

На 49 лет
создаются ОЭЗ в России
53 ОЭЗ
в 44 регионах России функционируют в 2024 году
324 резидента
ОЭЗ в России в 2024 году

Особые экономические зоны играют важную роль в экономическом развитии многих стран, и Россия не является исключением. В 2005 году был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который стал основой для развития ОЭЗ в стране. С тех пор ОЭЗ существуют в России уже более 19 лет и в последние годы демонстрируют особенно высокие результаты эффективности.

Святослав Сорокин
Святослав Сорокин Заместитель министра экономического развития России
Особые экономические зоны остаются одним из самых эффективных инструментов государственной поддержки инвесторов. В 2024 году резиденты вложили в проекты более 1,2 трлн рублей — это вдвое больше, чем годом ранее. Было создано свыше 25 тыс. новых рабочих мест — на 40% больше, чем в 2023-м. Эти результаты подтверждают, что бизнесу комфортно работать в условиях ОЭЗ: это налоговые и таможенные преференции, готовая инфраструктура, административное сопровождение и сниженные затраты на подключение к ресурсам. Все это делает площадки ОЭЗ точками роста и привлекательными для долгосрочных инвестиций.
Функции ОЭЗ в экономике
Привлечение инвестиций

ОЭЗ предоставляют льготы для компаний‑резидентов, что повышает финансовую привлекательность регионов и отраслей.

Развитие региональной инфраструктуры

В рамках ОЭЗ модернизируются транспортные, энергетические и коммунальные системы, что способствует улучшению бизнес‑климата и жизни населения.

Стимулирование инновационного и высокотехнологичного производства

ОЭЗ поддерживают развитие новых технологий и научных разработок, что способствует повышению эффективности производства.

Создание рабочих мест

Открытие новых предприятий на территории ОЭЗ обеспечивает занятость местного населения, снижает уровень безработицы и улучшает социальный климат.

Укрепление экспортного потенциала

ОЭЗ поддерживают предприятия, ориентированные на экспорт, способствуя росту внешней торговли и укреплению позиций страны на международных рынках.

Результаты деятельности ОЭЗ в России накопленным итогом на конец 2024 годаИсточник: Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2024 год и за период с начала функционирования особых экономических зон Минэкономразвития России.
108,7 тыс.
созданных рабочих мест
4,1 трлн рублей
выручка резидентов
2,7 трлн рублей
объем частных инвестиций резидентов
545,9 млрд рублей
объем уплаченных резидентами налогов, таможенных платежей и страховых взносов
192,3 млрд рублей
объем полученных льгот по уплате налогов, таможенных платежей и страховых взносов
Экономический эффект работы ОЭЗ в России накопленным итогом на 30 сентября 2024 годаИсточник: Особые экономические зоны. Презентация Департамента регионального развития Минэкономразвития России.
526 млрд рублей
доходы государства
-
466 млрд рублей
расходы на господдержку (инфраструктура и льготы)
=
60 млрд рублей
чистый бюджетный доход
Вклад ОЭЗ в ВВП России в 2023 году
1,2 трлн рублей
48% – вклад ОЭЗ технико-внедренческого типа
 ОЭЗ «Технополис Москва»

В последние годы ОЭЗ в России сталкиваются с рядом вызовов, таких как инфраструктурные проблемы, дефицит квалифицированных кадров и высокие затраты на логистику. Санкции и изменения в глобальных торговых цепочках ограничили доступ к иностранным рынкам и технологиям, что создает дополнительные сложности для резидентов. Однако в то же время наблюдаются и положительные тенденции, в том числе в области упрощения административных процедур. В 2024 году Минэкономразвития России внедрило ряд нововведений, направленных на сокращение бюрократических барьеров и ускорение процессов создания и управления ОЭЗ. Кроме того, была утверждена новая форма паспорта и финансовой модели инвестиционных проектов резидентов, что значительно упрощает и ускоряет процедуры подачи заявки.

Типы ОЭЗ в России
ОЭЗ «Технополис Москва» относится к технико‑внедренческому типу
Особенности технико‑внедренческих ОЭЗ в России
  • Площадь не более 6 км2.
  • Не допускается размещение объектов жилищного фонда.
  • Резидентом может быть признана как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель.
  • Разрешенный вид деятельности резидента: промышленно‑производственная, технико‑внедренческая или логистическая.
 ОЭЗ «Технополис Москва»